Любая трубопроводная промышленная или коммунальная магистраль, предназначенная для транспортировки различного вида рабочих сред, оснащается запорными устройствами под названием задвижки, позволяющими производить ремонтные работы на конкретном участке. Одна из популярных разновидностей запирающих узлов среди обширного модельного ряда аналогов — задвижка 30с41нж, включающая в себя широкий ассортимент модификаций.
Задвижка 30с41нж находит применение в качестве запорной арматуры трубопроводов в инженерных сетях газо- и водоснабжения, нефтяной, химической и пищевой промышленности. При выборе запирающего узла данной серии пользователю полезно иметь информацию о существующих модификациях, материалах их изготовления, производителях.
Рис. 1 Разновидности 30с41нж
Что собой представляет задвижка 30с41нж
Если обратиться к стандартной маркировке, то расшифровка 30с41нж выглядит следующим образом:
Так как данная маркировка является общей информацией о любой задвижке из широкого модельного ряда, каждый производитель обозначает свои изделия дополнительными буквенно-цифровыми символами. К примеру, маркировка изделия 30с41нж Ду150 Ру16 сообщает потребителю дополнительную информацию о диаметре проходного канала в 150 мм (Ду=Dn в стандартных условных обозначениях) и рабочем давлении в 1,6 мПа или 16 атмосфер (Ру=Pn в типовых обозначениях).
Модель 30с41нж является запорным узлом с заслонкой клиновидного типа и выдвигающимся шпинделем, рассмотрим ее некоторые узлы подробнее:
Клин. Отличительная особенность клина в данной модификации — наличие двух подвижных дисков с пружинящей деталью между ними. Данная конструкция позволяет заслонке самоустанавливаться и полностью исключает заклинивание при высокой степени герметизации перекрываемого канала. К тому же поверхности клина и седла подвержены меньшему износу, а само прилагаемое усилие для перекрывания прохода ниже, чем у разновидностей с жестким клином.
Уплотнение. Задвижка клиновая (сокращение в виде аббревиатуры ЗКЛ иногда встречается в описании товара у некоторых производителей) 30с41нж имеет сальниковое уплотнение, в котором подвижный шток отделен от рабочего тела пористой прокладкой, она прижимается дисковым сальником с помощью накидной гайки. Сальник — одно из наиболее дешевых и наименее надежных уплотнений, поэтому в процессе эксплуатации задвижек нередко возникают протечки и сальниковую набивку приходится менять или добавлять в нее масло.
Шпиндель. Резьбовой шток, на конце которого находится клин, при вращении перемещается вверх и вниз — это необходимо учитывать при установке узла в трубопроводную магистраль.
Материалами изготовления 30с41нж являются различные стальные сплавы, благодаря этому она имеет наивысшие гидравлические параметры по сравнению с аналогичными изделиями из чугуна и цветных металлов и может выдерживать внутреннее давление до 250 атмосфер.
Читайте также: Кран шаровый фланцевый — конструкция, применение, установка, производители
Рис. 2 Размерные параметры 30с41нж
Ассортимент и технические характеристики задвижек с маркировкой 30с41нж
Задвижка стальная 30с41нж довольно популярна во многих отраслях промышленности и коммунального хозяйства, ее выпускает широкий ряд производителей из различных металлических сплавов с конструктивными изменениями в пределах ГОСТ. Ее основные параметры имеют следующий вид:
Рис. 3 Конструкция и материалы изготовления 30с41нж
Конструктивное устройство 30с41нж
Стальная клиновая задвижка 30с41нж состоит из следующих главных узлов:
Корпус. Включает в себя основную часть с фланцевыми дисками для встраивания в трубопроводную магистраль и крышку, в которой удерживается шпиндель. В данной модели корпус изготовлен методом литья, что придает ему повышенную прочность. Крышка является съемным элементом и подсоединяется к корпусу с помощью болтов.
Затвор. Элемент выполнен в виде двухдискового клина, что придает задвижке более высокие физические эксплуатационные характеристики, чем в дешевых изделиях с жестким клином. Для увеличения эксплуатационного срока и повышения герметичности перекрытия канала, затвор из низколегированной стали покрыт наплавкой из нержавейки.
Привод. Приводной механизм представляет собой резьбовой шток на подшипниках в верхней части, который перемещается по внутренней корпусной резьбе. На одном его конце размещен клиновидный затвор, сверху прикручен маховик, с помощью которого шток вращают вручную.
Основные производители и аналоги задвижек 30с41нж
На территории России клиновая с выдвижным шпинделем задвижка 30с41нж поставляется рядом крупных предприятий, к которым относятся: Арматехпром, Профиль-Арма, Армагус, Алексинский завод тяжелой промышленной арматуры (НПО Тяжпромарматура), Муромский, Благовещенский (БАЗ), Бологовский (БАЗ), Брянский (БрАЗ), Гусевский (Гусар), Камский (КАЗ), Котельниковский, Краснокутский (КАЗ) арматурные заводы.
Ее аналогами является ряд приборов, отличающихся приводом и материалами изготовления различных узлов, к примеру клиновая фланцевая модель 30лс541нж выполнена из легированной стали (лс) и имеет механический привод с конической передачей (обозначается цифрой 5 в маркировке). Еще один аналог 30с41нж — задвижка 30с941нж под электропривод (цифра 9 в обозначении), схожая электромодель 30нж941нж сделана из нержавейки (нж).
Читайте также: Балансировочный клапан для системы отопления: виды, схемы установки, производители
Рис. 4 Номенклатура аналогов 30с41нж с выдвижным шпинделем
Монтаж и условия эксплуатации задвижек 30с41нж
К монтажу запорной арматуры допускаются работники, освоившие ее конструктивное устройство, имеющие опыт установки данных узлов и знающие правила ТБ. Перед монтажом проводят следующие подготовительные операции:
- Очищают или продувают трубопроводы, используя горячий воздух, пар, освобождая их от грязи, наслоений ржавчины, песка, окалины.
- Проводят расконсервацию, снимая заглушки с проходных каналов трубопроводов, убирают антикоррозионное покрытие.
- Монтируют магнитный фильтр по потоку до места расположения задвижки, если трубопровод используют в целях подачи горячей воды для нужд отопления.
- Перед началом установочных работ проводят внешний осмотр изделия на отсутствие дефектов, вращая маховик, проверяют легкость и плавность перемещения клина.
- Проверяют взаимное расположение фланцев трубопровода — они должны размещаться в пространстве относительно друг друга параллельно на одной линии без перекосов.
При установке соблюдают следующие правила:
- Монтажные работы проводят только при закрытом клином канале.
- Задвижки размещают в местах, удобных для ремонта и осмотра в следующих позициях:
— Вертикально, когда маховик располагается сверху.
— Горизонтально, при этом угол отклонения корпуса от вертикального положения не должен превышать 90 градусов. - Процесс затягивания болтов проводят постепенно по диагонали, при этом следят, чтобы в соединении не было перекосов.
- При монтаже запрещено убирать перекосы посредством натяга.
- Запорной арматуре не должны передаваться нагрузки от трубопроводной магистрали, в которой они установлены (сжимание, растяжение, изгибание, скручивание, перекосы при неравномерной затяжке крепежных деталей). Если технологически избежать перечисленных проблем с трубопроводом невозможно, при монтаже предусматривают установку специальных опор или компенсирующих узлов, снимающих физическое напряжение с корпуса прибора.
- Запрещено ставить запорную арматуру в трубопроводные магистрали, подверженные постоянной вибрации.
Также при проведении монтажных работ не разрешается:
- Использовать запорную арматуру как регулятор потока рабочей среды.
- Устанавливать приборы в системы с параметрами, превышающими их рабочие характеристики.
- Монтировать задвижки при отсутствии руководства по эксплуатации.
- Разбирать или ремонтировать запорную арматуру при ее нахождении в системе под давлением.
- Проводить опрессовку трубопроводной магистрали при закрытой задвижке в случае, если испытательное давление превышает ее номинальный показатель.
Рис. 5 Стоимость некоторых модификаций
Задвижки 30с41нж, имеющие оптимальную конструкцию клиновидного затвора, находят широкое применение в различных отраслях промышленности и коммунального хозяйства. Благодаря обширному ассортименту изделий с различными геометрическими размерами и материалами исполнения основных узлов, их область использования в народном хозяйстве охватывает еще более широкий круг потребителей.
Возможно будет интересно ознакомиться с чугунной задвижкой с обрезиненным клином 30ч39р.