Шпицберген — необычное место из-за исключительной близости к географическому полюсу. Архипелаг Шпицберген, крупнейший остров которого — Шпицберген, граничит с Северным Ледовитым океаном, Норвежским, Гренландским и Баренцевым морями. Преобладает горный рельеф с многочисленными ледниковыми долинами.
Шпицберген занимает площадь 38 тысяч. км 2, из которых более половины поверхности покрыто льдом. Западная часть Шпицбергена застроена горами с плоскими вершинами и крутыми склонами. Внутри острова есть ледниковые поля. На склонах гор часты оползни в виде осыпей. Вечная мерзлота, полярная ночь, арктический климат, низкие температуры — вот условия, которые происходят на Шпицбергене. Ночь (октябрь — февраль) и полярный день (апрель — август) царят здесь более 100 дней в году. Поверхность земли покрыта скудной тундровой растительностью. Есть животные, адаптированные к сложившимся условиям: медведи и песцы, северный олень, тюлени, моржи, многие виды птиц. Несомненно, король Арктики — белый медведь. Это самый крупный из всех видов медведей. Его масса тела может достигать 1 тонны, а высота — до 3 метров при стоянии на задних лапах.
Остров был китобойной базой с 17 века. До начала 20 века это была нейтральная зона. Архипелаг принадлежал Дании, Норвегии, России и Нидерландам. Ситуация изменилась после окончания Первой мировой войны, когда в 1920 году был подписан Шпицбергенский договор. Этот район стал частью Королевства Норвегия как демилитаризованная зона. Соглашение учредило свободную экономическую зону, гарантирующую подписавшим его сторонам доступ к земле и эксплуатации минеральных ресурсов. Архипелагом управляет норвежский губернатор из Лонгйира. Шпицберген — самое безопасное место на Земле, преступлений здесь практически не совершалось.
Дорожной системы на Шпицбергене нет, и никакие дороги не соединяют населенные пункты. Местный транспорт состоит из лодок и снегоходов. Зимой из Лонгйира можно добраться до Баренцбурга (45 км) и Пирамиды (100 км) на снегоходах или лодках, если Исфьорден не замерз. Шпицберген — один из самых северных районов, где ведутся горные работы. Присутствие угля на Шпицбергене было обнаружено еще во время первой китобойной экспедиции в 1610 году и добывали китобои. Проведенные геологоразведочные работы привели к началу эксплуатации каменного угля и антрацита в конце 19 века. Бурное развитие добычи полезных ископаемых на Шпицбергене произошло в начале 20 века. Уголь добывался штольнями из выходов палубы на склонах гор.
Самый крупный и старейший шахтерский поселок на Шпицбергене — Лонгйирбиен, где с 1906 по 1998 год норвежцы разрабатывали угольные месторождения. Самыми заметными объектами добычи полезных ископаемых в Лонгйирбиене являются деревянные башни канатной дороги, по которой транспортируется уголь. Они были сохранены как часть культурного наследия. Интересным моментом является гравитационный двигатель системы, который функционировал под тяжестью транспортируемого угля. Он обеспечивал вывоз добытого материала даже из шахты в 10 км от порта Лонгйир.
В городе Пирамида с 1911 года разрабатывали угольный пласт, подъездной тоннель которого находился на высоте 400 м, и на этой высоте выкопанный материал вывозился по склону в порт. Это была самая северная действующая шахта в мире. Рудник и город управлялись российской компанией «Арктикуголь».
Во второй половине двадцатого века добыча в Пирамиде достигла 235 000 тонн. тонн антрацита и каменного угля в год. Эксплуатация рудника была завершена в 1998 году быстрой эвакуацией всего шахтерского городка. Вся инфраструктура поселения Пирамида осталась нетронутой как объект историко-промышленного наследия. В том числе остались театр с музыкальным оборудованием, мастерские Культурного центра и спортивные сооружения с бассейном олимпийских размеров.
Три шахтерских города на Шпицбергене: Баренцбург, Лонгйир и Пирамида имели свои собственные угольные электростанции из соседней шахты. Проблемой этих электростанций было снабжение водой, необходимой для производства пара для питания турбин во время морозов полярной ночи. Электростанция Лонгиербюена снабжает город электричеством и теплом с 1920 года. Уголь для электростанции доставлялся по канатной дороге. В начале 21 века, когда норвежская горнодобывающая компания прекратила добычу угля, электростанция была адаптирована для работы на мазуте. Угольная электростанция «Пирамида», построенная в 1920-х годах, прекратила свою работу в 1998 году после закрытия шахты. Единственной действующей угольной электростанцией остается Баренцбургская электростанция, принадлежащая российской компании «Арктикуголь». Жилые объекты, далеко от распределения коммерческих электростанций, они используют свои собственные генераторы с дизельным двигателем. Например, Польская полярная станция в Хорнсунде оснащена двумя турбогенераторами по 60 кВт.
Распределительная электрическая сеть среднего напряжения напряжением 10,6 кВ проводится кабелями, проложенными в обсадных трубах, проложенных на поверхности земли или на несущих конструкциях. ВЛ нет. Арктические условия и вечная мерзлота вынудили прокладывать силовые кабели в специальных пластиковых защитных трубах, проложенных непосредственно на земле или на опорной эстакаде. Прокладка тросов на несущую конструкцию оправдана тем, что в течение арктического лета поверхность земли оттаивает и образуются водоемы. Подсоединения к домам и строениям находятся в нижней части здания. Бытовые установки выполняются в стандартной системе TN-C.
Интересно то, как основано строительство зданий на Шпицбергене, возведенных в зоне вечной мерзлоты. Зданий с подвалом нет. Большинство из них кирпичное и утепленное. Здание возведено на железобетонной плите перекрытия, установленной на бетонных сваях. Строительные конструкции меньшего размера стоят на стальных винтовых сваях. Такой способ строительства фундамента обусловлен преобладающим здесь климатом. Размещение фундамента на поверхности мерзлого грунта заставляет здание постепенно сливаться и оседать в земле. В течение арктического лета верхний слой почвы оттаивает, превращая его в заболоченное болото. Если бы здания не стояли на сваях, они бы растопили мерзлую землю своим теплом и рухнули бы в ней.