Гребенка, шинная разводка или “расческа”, представляет собой медную пластину с выступающими “зубцами” – контактами под клеммы коммутационного аппарата или, в зависимости от количества полюсов, несколько разделенных изолированных друг от друга таких пластин прямоугольного сечения, заключенных в корпус, выполненный из диэлектрического материала, не поддерживающего горения – полиамида.
Шина для автоматов (в дальнейшем – гребенка) предназначена для подведения нужных полюсов питающего напряжения к нужным группам коммутационных аппаратов путем их параллельного соединения.
Другими словами, гребенка – современная альтернатива самодельным перемычкам из провода, позволяющая “шлейфить” при необходимости несколько десятков “автоматов” сразу! Причем, применение гребенки не ограничивается одними автоматическими выключателями – “шлейфить” с её помощью можно также УЗО, дифавтоматы – любые модульные коммутационные аппараты защиты, имеющие 1, 2, 3 или 4 полюса.
Пожалуй, одним из главных преимуществ использования шинной разводки является качество соединений. Если сравнивать соединение, скажем, “автоматов”, выполненное из кусков изолированного провода с аналогичным соединением гребенкой, то видно, что использование последней сокращает количество коммутационных соединений вдвое!
Ведь в отличие от проволочных перемычек, имеющих два конца (“пришел”-“ушел”), в клемме коммутационного аппарата задействован только один “зубец”, являющийся частью монолитной медной шины.
Говоря о преимуществах, нельзя не отметить сечение гребенки: стандартное её сечение 16 мм2 при “запитке” одним кабелем или проводом способно “держать” ток до 80 А и до 100 А – если при вводе питания используется два кабеля.
Опять-же, возвращаясь к привычным нам проволочным перемычкам, стоит заметить, что использовать при аналогичном их сечении для параллельного соединения “автоматов” довольно затруднительно. 16 мм2 – сечение “серьезное”, поэтому, на изготовление перемычек из провода уйдет много времени и сил.
Можно, конечно, использовать какой-нибудь гибкий провод с многопроволочной жилой, но в этом случае придется облуживать его места контактов оловом или опрессовывать, как того требуют Правила. Поэтому, в актив преимуществ шин для автоматов можно смело добавить еще скорость и сокращение трудозатрат при их монтаже.
Ну и наконец, еще такой немаловажный фактор, как внешний вид соединений. Трудно поспорить, что соединения в электрощите, выполненные гребенкой выглядят куда более аккуратно и эстетично, чем аналогичные соединения с использованием самодельных перемычек.
Это, пожалуй, основные “плюсы” шин для автоматов. Но, как и любое другое электротехническое изделие, гребенка тоже имеет свои недостатки.
На многих электротехнических форумах Рунета “кипят” нешуточные споры по поводу запитки вводных автоматов с использованием гребенки.
Если говорить об отечественных автоматических выключателях, то подключение можно сделать следующими способами: либо “запитать” автомат “нетрадиционным” способом с нижних клемм, а с верхних распределить шиной по автоматам, либо подать питание на верхние клеммы, подсунув заранее опрессованный провод под “зубец” гребенки, этот способ подойдет лишь для проводов небольшого сечения.
Питающее напряжение принято подводить к верхним клеммам автоматических выключателей. Это связано, прежде всего, с безопасностью обслуживания электрощита электриком – во избежание ошибочного снятия отходящих проводов нагрузки. Многим, если не всем более привычна следующая схема: “питание” сверху, “нагрузка снизу”.
Кроме того, рекомендуется питающее напряжение подавать на неподвижный контакт коммутационного аппарата, а это именно верхняя его клемма. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что связано это с особенностью гашения дуги в дугогасительной камере. Если-же, нагрузка на автомате невелика, данную рекомендацию можно не учитывать.
Некоторые модели автоматов и других коммутационных аппаратов известных зарубежных производителей выпускаются с исполнением, уже “заточенным” под шинную разводку, имея помимо клеммы для провода, отдельную клемму для гребенки.
Еще один вариант запитки этих автоматов – использование специальной вводной клеммы, через которую на шину и подается питающее напряжение.
Пожалуй, действительно серьезным недостатком шинных разводок является неудобство при замене (или добавлении) автоматов, дифавтоматов, УЗО в электрощите, скоммутированных гребенкой, особенно, если речь идет о многополюсных коммутационных аппаратах.
Для качественной и безопасной замены, к примеру, одного из автоматов, “запараллеленных” гребенкой необходимо вначале снять её, обесточив весь ряд автоматов и, соответственно, нагрузку на отходящих группах автоматов.
Особой сложности это, конечно, не представляет, но существуют электроустановки, в которых по каким-либо причинам даже кратковременное отключение нежелательно, а то и вовсе недопустимо.
В этом случае обязательно следует заранее предусмотреть резервные автоматы в электрощите или свободное место для них на DIN-рейке с питанием от гребенки. Находящиеся под напряжением “зубцы” шины в целях электробезопасности необходимо заизолировать.