«Главный оттенок года», «модная палитра сезона» — нечто подобное мы слышим каждый год, когда речь заходит об актуальных дизайнах интерьеров. Это также привычные словосочетания в фэшн-индустрии, но сегодня мы будем акцентировать эти понятия относительно дизайна тех пространств, где человеку приходится жить и трудиться. Зачастую мы воспринимаем цветовые тренды как нечто должное, но, если задуматься, возникает вполне логичный вопрос: а кто это все придумывает? Рассказываем кто и как выбирает модные оттенки в интерьере, поскольку, как оказывается, есть определенные лидеры мнений, которые отвечают за создание трендов, за которыми потом все гонятся и свято соблюдают. Наша задача – разобраться, кто этим всем заправляет, кто им дал такое право и стоит ли придерживаться их «экспертного» мнения.
Лидеры мнений
У руля цветовых тенденций стоят такие организации, как Скандинавский институт цвета, Институт RAL, влиятельные агентства стиля и крупные лакокрасочные бренды, но главным авторитетом в мире колористики, безусловно, является Институт цвета Pantone. На палитры Pantone ориентируются веб-дизайн, фэшн-индустрия и интерьерная мода. По сути Pantone создает общее информационное поле для дизайнеров. Как это происходит?
Может показаться, что группа самопровозглашенных экспертов наугад выбирает оттенок, дает ему благозвучное название, присваивает номер, а все вокруг принимают их мнение на веру, немедленно меняя гардероб, цвет стен и обивку мягкой мебели. Но все происходит куда интереснее.
Штат Института цвета Pantone состоит не только из группы экспертов, но и из многочисленных фрилансеров, которые собирают информацию во всех сферах человеческой жизни, где задействован цвет: на подиумах, в дизайне интерьера, в социальных сетях, в киноиндустрии и так далее. Эксперты Pantone, обрабатывая полученную информацию, проводят анализ мировых настроений, тенденций и цветовых пристрастий, и составляют цветовой прогноз, определяя сезонные оттенки-фавориты и главный цвет года. Pantone не законодатели, а скорее предсказатели цветовых трендов. Одно сегодня их результаты анализа больше принято считать неким законом, чем рекомендацией. Так как это происходит из года в год, то это уже стало привычным явлением, при котором уже даже как-то не принято разбираться, а почему мы так все делаем, а не иначе? Однако с другой стороны, должен же кто-то взять на себя ответственность за этот достаточно непростой труд!?
Как они это делают?
Цвет года в Pantone определяют на протяжении двух лет. Сначала фиксируются цветовые закономерности и пристрастия, достоверность которых определяет спрос на те или иные оттенки производственных компаний. Потом в сотрудничестве с ведущими мировыми дизайнерами создается шорт-лист популярных оттенков, одному из которых предстоит стать всеобщим любимчиком. Главный оттенок года традиционно объявляется в декабре.
А в следующем декабре? Предыдущий оттенок падет с пьедестала, забытый, ненужный, нелюбимый, уступая место новому? Так это не работает. Еще два-три года так называемое эхо модного оттенка будет давать о себе знать во всех направлениях дизайна.
Ведущие лакокрасочные компании, выдвигая собственные модные палитры, также ориентируются на тенденции в мире дизайна и на спрос в собственных шоурумах. В силу этого модные палитры разных брендов и организаций зачастую оказываются синонимичны друг другу.
Такая синхронизация радует, так как мы не получаем разношерстную палитру в разных областях, а работаем в одном направлении. Также радует, что «срок жизни» одного цвета в тренде держится несколько лет, иначе нам ежегодно пришлось бы гнаться за новой актуальной расцветкой, которая сразу бы начала доминировать всюду. Это была бы настоящая гонка за неуловимым трендом, что, в принципе, происходит и сегодня, однако скорость этой гонки такая, что мы можем в ней еще участвовать.
Что стоит за цветом?
Эксперты не только следят за цветовыми настроениями в обществе, но и анализируют их причину. Так, например, в 2019 году оттенком-фаворитом Pantone стал «Живой коралл», потому что, по мнению Института цвета, именно в этом оттенке на тот момент «нуждался» мир. Слово «нуждался» мы намеренно берем в кавычки. Разумеется, мир мог обойтись без «Живого коралла», но точно нуждался в дозе оптимизма, тепла и природолюбия, что и символизировал выбранный Pantone оттенок.
За модным оттенком стоят коллективные настроения и тенденции в глобальной культуре. Допустим, в 2020 году Pantone провозгласили фаворитом «Классический синий». Такой выбор эксперты объяснили тягой мира к стабильности и спокойствию, которые символизирует безмятежный оттенок сумеречного неба. Учитывая события 2020 года, прогноз себя оправдал.
Колористические тренды — это не догмат, а всего лишь ориентир, набор инструментов для дизайнеров и символ происходящих в мире событий. Примерять цветовые тренды на себя или свой интерьер не обязательно. Не обязательно, однако, как мы видим, все принимают эти тренды как закон. Это удобно, ведь такой подход позволяет всем сферам, хоть как-то участвующим в создании дизайна, синхронизироваться и действовать сообща, а не в рознь.
Разные фавориты, общие тенденции
Предсказанный Pantone хитовый оттенок 2020 оказался созвучен модным палитрам большинства лакокрасочных брендов: благородный тёмно-синий цвет в разных вариациях появился почти у всех. В то же время по версии лакокрасочного бренда Dulux главным цветом года стал «Тихий Рассвет» — спокойный светлый и универсальный оттенок. А бренд Tikkurila выбрал своим любимчиком жизнеутверждающий светло-желтый оттенок «Лимонад», чтобы впустить в интерьер лето и солнце.
Напрашивается вполне логический вывод: сколько модных палитр, столько и главных оттенков года. Такой разный выбор фаворитов снова может показаться случайным. Но если присмотреться, мы найдем в модных палитрах родственные оттенки и обнаружим общий источник вдохновения.
Так для Pantone и Dulux им стало небо: у одних сумеречное, у других утреннее. В целом все модные оттенки 2020 оглядываются на природу, стремясь «поймать» ее подлинные краски и адаптировать их к интерьерной моде. Выбор источника вдохновения тоже не случаен, а продиктован экологической ситуацией и той самой мировой тягой к гармонии и равновесию, которую отметил Pantone.
Подведем итог
Воспринимать модные палитры как навязывание вкусов — не слишком правильный подход. Колористические тренды — это помощь в выборе гармоничной цветовой гаммы для вашего интерьера и, по сути, уже готовые решения. А еще цвет — самый доступный способ сделать интерьер модным, но профессиональный дизайнер никогда не будет навязывать вам оттенок, несозвучный вашим вкусам, будь он хоть трижды самым трендовым. Соглашаясь на тот или иной тренд, мы разрешаем лидерам мнений увлечь нас в игру под названием «мода», которая может быть интересной и приятной, но только вам решать стоит ли принимать в ней участие или действовать по своим правилам.
По сути, это некая манипуляция рынком, на которую все добровольно соглашаются. Да, эксперты и лидеры мнения за счет своего авторитета заслуживают ежегодно определять, какой цвет будет доминировать. При этом у них все обоснуется невероятной философией, которая, откровенно говоря, часто бывает оправдана, но также часто чувствуется, что все это надуманно и мифично. Но в таком формате принятия трендов мы живем уже долгое время, за которое уже свыклись, что есть определенная группа людей, на которую можно положиться в этом вопросе.
Как мы уже говорили выше – это удобно, однако тренды задают на всех сразу, а каждая страна, каждый регион требуют индивидуального подхода. Там, где что-то актуально, в другом месте оно таким актуальным уже не будет являться. Это главная ошибка всех организаций, которые отвечают за тренды, что они всех уравнивают. Думаем, что логично было бы персонализировать тренды под разные регионы с их индивидуальными потребностями и актуальными событиями.
Пока такой подход к формированию трендов не рассматривается, так как он подразумевает сбор и переработку огромнейшего объема информации, если действовать по их алгоритмам создания трендов. Поэтому будем продолжать ориентироваться на мировые тенденции, которые, как показывает практика, идут в ногу со временем, но все же будем надеяться, что вскоре подход к этому делу усовершенствуется.