Аккумулятор для автомобиля — одна из важнейших частей, и именно от него зависит поддержание системы электроники автомашины, а также запуск двигателя. Для запуска аккумулятор должен поддерживаться в заряженном состоянии. Если произошла разрядка — нужно использовать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора. Оно сможет восстановить его работоспособность.
Причины уменьшения заряда аккумулятора
При движении автомобиля генератор подзаряжает аккумулятор. Однако для хорошей зарядки нужно довольно долго ехать при высоких оборотах мотора, поэтому при движении в пробках зарядка аккумуляторной батареи недостаточна.
Для того чтобы двигатель запустился, необходимо накачать в него бензин бензонасосом, подать искру со свечи, а также привести в движение поршни. Питание всех этих частей подается с аккумулятора. В мороз вязкость моторного масла сильно возрастает, и привести поршни в движение становится гораздо труднее, на это тратится большой заряд.
Если автомобиль долгое время не эксплуатируется, или эксплуатируется в пробках, особенно в зимнее время, заряд его аккумулятора уменьшается. В мороз его заряда уже может не хватить для запуска двигателя. При этом придется снимать аккумулятор для зарядки или заводить машину при помощи зарядно-пускового устройства. Рекомендуется периодически подзаряжать АКБ при эксплуатации автомобиля в нечастых и недолгих поездках.
Виды зарядных устройств
Зарядные устройства бывают как обычные, так и пуско-зарядные. При помощи зарядных приспособлений производится зарядка аккумулятора автомобиля. Полностью разряженная батарея обычно заряжается довольно долго, не менее 10 часов. Зарядно-пусковые устройства могут произвести как наполнение зарядом батареи, так и помочь в запуске двигателя. Благодаря тому, что они вырабатывают большой пусковой ток, завести двигатель с их помощью удается легко.
Важные вопросы при выборе
При поиске зарядника для аккумулятора автомобиля нужно обращать внимание на несколько параметров. Узнать их можно в руководстве по эксплуатации авто:
- Из какого материала изготовлена батарея. Если из свинца — то ей требуется специальная зарядка. Для аккумуляторов из других материалов можно использовать универсальные зарядники.
- Зарядное должно обеспечивать напряжение на клеммах большее, чем выходное напряжение батареи. То есть, если стандартное напряжение 12 В, то зарядник должен выдавать 13,2−14 вольт. Батареи бывают и на 6 вольт, и на 24. Нужно выбрать подходящее значение.
- Устройство должно обеспечивать достаточный для зарядки ток, который можно рассчитать по простой формуле: I = C * 0,1, где I — зарядный ток, C — емкость аккумулятора.
Таким образом, если емкость батареи 60 ампер-часов, то заряжать ее нужно током не более 6 ампер. Рекомендуется уменьшить этот ток еще в два раза, для более качественного наполнения зарядом аккумулятора.
Зарядное для аккумулятора автомобиля может как иметь регулировку тока, так и постоянный выходной ток. При регулируемой установке нужно самостоятельно устанавливать ток заряда исходя из вышеуказанной формулы. Если регулировки нет, то устройство само подбирает оптимальный режим своей работы, что положительно сказывается на течении процесса. Следует выбирать зарядники с ручной регулировкой, если аккумулятор долго находился в разряженном состоянии. Это устройство сможет восстановить заряд такого аккумулятора, в то время как автозарядное приспособление может не начать зарядку при глубоком разряде АКБ.
Какое устройство выбрать
Для начала следует определиться, требуется зарядное или зарядно-пусковое устройство. В большинстве случаев достаточно зарядного, так как в городских условиях всегда можно попросить «прикурить» у друга, соседа, или случайного автомобилиста. Отзывчивые водители всегда помогают в сложной ситуации. Однако, если машина эксплуатируется в безлюдных районах, на редко используемых трассах или подолгу стоит в гараже — есть смысл приобрести зарядно-пусковое приспособление.
При выборе зарядного устройства для автомобильного аккумулятора нужно сузить круг поисков. Рекомендуется сразу определить:
- тип используемой АКБ;
- нужна ли возможность восстановления (десульфатации пластин);
- существует ли возможность проверки емкости, работоспособности батареи;
- есть ли необходимость заряжать новые виды батарей (AGM, GEL и кальциевых);
- есть ли программируемость заряда.
Специальные зарядники, выдающие повышенное напряжение, нужны для AGM, GEL и кальциевых батарей. Остальные виды можно зарядить обычным зарядным. Если АКБ старая, вероятно, она имеет сульфатацию пластин, поэтому надо выбрать зарядник с возможностью восстановления таких АКБ.
Наиболее востребовано сейчас автозарядное устройство, без лишних опций, который надежно восстановит функции ослабшего аккумулятора.
Если интересен запуск двигателя зарядником, то нужно задуматься, как выбрать пуско-зарядное устройство для автомобиля. Следует обратить внимание на такие параметры:
- Выходное напряжение (в легковых авто используется 12 В, в грузовых чаще бывает 24 В, у мотоциклов можно найти 6В);
- Значение тока зарядки (должно быть около 10% от емкости батареи);
- Значение пускового тока (этот параметр зависит от мощности стартера машины, и указан в его характеристиках);
- Масса и размеры устройства. В дороге габаритное приспособление будет доставлять неудобства.
Следует обратить также внимание и на страну-производителя устройства. Наиболее качественную продукцию выпускают немецкие фирмы. Приборы корейского производства тоже надежны и недороги. В последнее время появляются неплохие китайские приспособления. Можно легко подобрать хорошую модель, которая стоит обычно от двух до трех тысяч рублей.
Ситуации, когда аккумулятору требуется зарядка
Узнать, что АКБ нуждается в зарядке, можно легко. Батарею нужно зарядить, если:
- На приборной панели горит индикатор «батарейка»;
- Машина долгое время не эксплуатировалась;
- При попытке завести автомобиль стартер работает все медленнее и медленнее;
- При измерении напряжения аккумулятора мультиметром получены значения значительно ниже его номинального напряжения.
В любых ситуациях, когда АКБ разряжена, можно попросить другого автолюбителя помочь с запуском авто, то есть «прикурить». Это значит завести машину, подсоединив проводами его батарею к своей, и выполнить запуск двигателя. При этом вторая машина должна быть уже заведена. Однако, после окончания поездки нужно будет обязательно зарядить свой аккумулятор.
Если машина не может завестись не по вине АКБ, при этом было много попыток запустить ее, то аккумулятор уже существенно разрядился, и его стоит зарядить подзарядным приспособлением.
Порядок работы с зарядным устройством
Для зарядки аккумулятора допускается не снимать его с автомобиля. Если процесс происходит в гараже со стационарной электрической сетью, можно подключить автозарядку непосредственно к АКБ, не снимая клеммы бортовой сети машины. Однако при отсутствии гаража или хорошей проводки в гаражном кооперативе, лучше снять аккумулятор и сделать все манипуляции дома.
Проведите осмотр и очистку от грязи батареи. На ней не должно быть влаги и потеков электролита. Порядок действий таков:
- Подключение приспособления к АКБ. Присоединяя устройство к батарее, нужно убедиться, что двигатель машины заглушен. Далее, присоединить сначала красную клемму зарядника к плюсовому выводу аккумулятора, потом черную клемму — к минусовому. Если АКБ не отключена от авто, клеммы зарядки необходимо надевать сверху клемм бортовой сети, а если отключена — непосредственно на выводы батареи. Нужно проследить, чтобы клеммы были надежно закреплены.
- Далее, зарядник необходимо подключить в розетку, нажать кнопку питания. При этом будет возможно выбрать опции работы в соответствии с его руководством по эксплуатации.
- Нужно настроить оптимальный ток зарядки АКБ. Его величина должна быть примерно 5% от значения номинальной емкости батареи.
- Аккумулятор в таком режиме может заряжаться до 24 часов, в зависимости от того, насколько он разряжен. Ток зарядки будет постепенно снижаться. Снимать АКБ с зарядки можно, если ток достиг значений 0,2−0,5 ампера. Принцип работы этого режима — наиболее полное восстановление заряда аккумулятора.
- Снимать устройство с зарядки нужно в обратной последовательности. Сначала отключить питание, потом выключить зарядник из розетки, а затем снять клеммы с аккумулятора. Сначала снимается черная, а за ней красная клемма.
Примеры оборудования
Список зарядников для аккумулятора автомобиля, считающихся лучшими. Названы их характеристики, а также достоинства и недостатки:
- Кедр-Авто-10. Автоматическое устройство с несколькими режимами. Имеет обычный автозарядный режим, с током зарядки 5 А, предпусковой режим, позволяющий быстро зарядить батарею или завести авто, а также циклический режим, в котором восстанавливают аккумулятор с сульфатацией пластин. В циклическом режиме к АКБ нужно подключать нагрузку (резистор или лампу). Имеет встроенный амперметр. Из недостатков можно указать невозможность регулировки максимального тока.
- Орион PW-150. Тоже автоматическое устройство, наиболее просто в использовании. Подходит для большинства АКБ легковых машин. Ток выставляет автоматически, сигнализирует только о ходе зарядки. Достоинства: простота, невысокая цена. Недостатки: невозможность зарядки сильно разряженных батарей.
- Pulso BC-40100. Автоматическое пуско-зарядное устройство с возможностью выбора выходного напряжения 6 или 12 вольт. Совместимо практически с любыми АКБ, от 20 до 200 ампер-часов. Достоинства: возможность завести двигатель в мороз, небольшой размер. Недостатки: сравнительно высокая цена.
- Орион PW-265. Ручное зарядное, имеет возможность установки как низкого, так и высокого тока заряда. Достоинства: защита от неверного подключения и короткого замыкания. Недостатки: некачественные клеммы.
- ЗПУ 135. Ручное зарядно-пусковое устройство, самый мощный пускатель из представленных. Может использоваться для зарядки как 12, так и 24-вольтовых аккумуляторов. Незаменимый помощник в автосервисе. Достоинства: высокая мощность. Недостатки: отсутствие защиты от короткого замыкания.
- SMART-POWER SP-25N Professional. Автономный зарядник для АКБ автомобиля. Очень качественная и дорогая вещь. Может работать как с 12, так и с 24-вольтовыми АКБ. Прост в использовании и занимает минимум места. Достоинства: восстановление свойств батареи, правильная и полностью автоматическая работа. Недостатки: высокая цена.
К выбору зарядного устройства для аккумулятора автомобиля следует подойти ответственно. От правильной зарядки будет зависеть долговечность АКБ. Поэтому стоит потратить время на сравнение различных моделей зарядников и их характеристик.