Жители русских деревень, лишённые обычных для горожан удобств? не имеют возможности пользоваться преимуществами центрального отопления, поэтому они вынуждены отапливать свои жилища при помощи традиционных русских печей, работающих на дровах.
Дрова они потому дровами и называются, что, по сути своей являются изделиями из древесины. То есть, для того, чтобы ими можно было «накормить» печь, длинные брёвна сначала нужно распилить на чурки, после чего чурки раскалываются на поленья.
Эволюция дровокола
Самым трудоёмким из этих процессов, является расколка чурок на поленья. Единственное орудие, позволяющее колоть дрова – это дровокол. Издревле на Руси дровоколом был молодой мужчина, самостоятельно коловший дрова для своей печки посредством топора или колуна.
Когда мужчине двадцать, тридцать или даже сорок лет, он легко справляется с этой задачей. Размахнись рука, раззудись плечо. К пятидесяти годам, даже втянутому в физический труд человеку, размахивать колуном становится тяжеловато, и он начинает задаваться вопросом: как сделать дровокол и облегчить свой труд, создать особое приспособление для колки дров, назначив его дровоколом вместо себя? Читайте также: как установить водостоков своими руками.
Обзавестись дровоколом сегодня совсем несложно. Взял да и купил, благо производят их крупные компании, гарантирующие шикарные функциональные возможности этих машин. Однако сельский житель нашей Родины не располагает достаточными средствами для его приобретения.
Наш человек – от рождения «Кулибин» — ему достаточно посмотреть на фото дровокола сделанного своими руками кем-то другим, чтобы самому загореться этой идеей и сделать это полезнейшее приспособление самостоятельно.
Существует несколько видов механических дровоколов: ручные, конусные, пружинные. Все они в большей или меньшей степени облегчают процесс расколки дров.
Два кольца, два конца, а посередине лезвие
Простейший ручной дровокол предназначен не столько для облегчения труда, сколько для того, чтобы как-то обезопасить этот труд. Делается он достаточно просто: сваривается круглая железная рама диаметром примерно 25 сантиметров или чуть больше.
Внизу делается металлическое основание, в котором сверлятся отверстия для крепления. Сверху устанавливается железное кольцо диаметром 25 см. Между опорами закрепляется направленное вверх лезвие и приваривается к основанию.
Многочисленные фото самодельных дровоколов такого типа встречаются повсюду в сети и не вызывает особого вдохновения у наших самоделкиных Процесс расколки дров в таком дровоколе напоминает расколку дров топором или колуном.
В кольцо вставляется чурка и устанавливается на лезвие. Для того чтобы её расколоть, нужно просто ударить по ней сверху кувалдой. Конечно, никакой экономии физических усилий, в данном случае не получается, но, поскольку махать приходится не остро отточенным лезвием топора или конусом колуна, а обычной кувалдой, труд становится намного безопаснее.
Дровокол с пружинным механизмом
Несколько более совершенную пружинную конструкцию имеют другие простейшие механические дровоколы, они обеспечивают не только безопасность пользователя, но и значительно облегчает его труд.
Делается пружинный дровокол из бросовых материалов, его изготовление по силам, практически любому мужчине, у которого руки растут от туда, откуда надо. Механизм дровокола состоит из подвижных и неподвижных частей.
Неподвижная часть механизма
Его неподвижной частью является основа, изготавливаемая из стального швеллера, к нему вертикально под углом 90 градусов приваривается неподвижная металлическая опора – такой же швеллер.
Для придания конструкции большей прочности внизу опору с двух сторон укрепляют ещё и стальным уголком в виде распорок.
После чего к нижней части опоры на уровне крепления уголков приваривается площадка с приваренным к ней обрезком трубы таким образом, чтобы угол между площадкой и основанием составил 90 градусов.
Подвижная часть
Далее идёт конструирование подвижной части дровокола. Сверху к основе на шарнире прикрепляется подвижная стальная балка. С одного конца балки внизу так же приваривается обрезок трубы. Обрезки труб на площадке внизу опоры и снизу балки в верхней части опоры должны находиться точно напротив друг друга.
Между ними устанавливается автомобильная рессора, которая удерживается в нужном положении обрезками труб, располагающимися сверху и снизу напротив друг друга.
С другого конца балки приваривается острый металлический клин, направленный вертикально вниз и горизонтально направленная ручка. Сверху над клином приваривается утяжелитель, в качестве которого можно использовать всё что угодно, например, обрезок ржавого рельса.
Принцип действия
Принцип действия этого механизма прост. Автомобильная рессора удерживает балку дровокола в исходном положении. Под клин дровокола устанавливается чурка, которую нужно расколоть. «Оператор» дровокола резко нажимает на ручку, двигая её вниз. Под действием мускульной силы человека, умноженной на массу утяжелителя, клин раскалывает чурку пополам. После этого ручка отпускается, балка под действием рессоры возвращается в исходное положение.
Простые дровоколы с ручным приводом в одну человеческую силу намного эффективней обычного топора или даже колуна, но всё же недостаточно производительны.
Дровокол типа «морковка»
Другое дело дровокол, оснащённый электроприводом или двигателем внутреннего сгорания. Разновидностью таких агрегатов являются конусные дровоколы, которые сегодня запущены в серийное производство на многих предприятиях.
Тем не менее, вряд ли стоит тратить деньги на то, что можно сделать своими руками из подручных материалов. Для этого нужно всего лишь пара шарикоподшипников, пара опор карданного вала, собственно карданный вал и шкив.
Изготовление морковки
Любые из этих деталей легко найдёт почти каждый человек в своём гараже. Иное дело, конус или так называемая морковка, изготовление её требует квалификации токаря и высококачественной стали. Цилиндрическая заготовка должна иметь длину не менее 15-20 см. и диаметр 5-6 см. Конус должен иметь угол 30 градусов. На конус наносится резьба глубиной 2 мм. и шагом 7 мм.
Во внутренней части конуса необходимо выточить достаточно глубокую полость и просверлить два три отверстия на той части заготовки, где нет резьбы, с нанесённой на них внутренней резьбой.
Сборка дровокола
После этого можно начинать сборку «морковного» дровокола. Подшипники устанавливаются в опоры кардана и привариваются к ним. Карданный вал вставляется в подшипник одной из опор, затем на него надевается втулка, которая должна играть роль защиты вала от мусора, затем на вал надевается вторая опора с шарикоподшипником, до упора во втулку.
Затем на один из концов карданного вала надевается конус и закрепляется на нём болтами. Другой конец вала плотно насаживается на шкив, который закрепляется на карданном вале гайкой.
Опоры шарикоподшипников прикрепляются к станине, под которой устанавливается электромотор, соединённый с дровоколом посредством ремённой передачи. Для снижения количества оборотов «морковки» рекомендуется использовать редуктор.
Данная модель дровокола достаточно эффективна и имеет только один существенный недостаток: при раскалывании берёзовых чурок, он плохо справляется с берёзовой корой. Его недоработки приходится исправлять обычным топором или колуном.
Фото дровокола своими руками